ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОЕКТА

Весной 2012 года Негосударственная некоммерческая «Школа Проектирования, Исследований и Лидерства “ШПИЛЬ”» Автономной некоммерческой организации «Межрегиональный центр дополнительного образования» (Рязань, Россия) выступила инициатором участия в конкурсе для обучения в "Летней Академии: демократия в школе - 2012", благодаря чему команда из Рязани, став одним из победителей конкурса и пройдя подготовку в Варшаве, в период с августа 2012 по май 2013 реализовала в Рязани проект "Школа против насилия", получивший высокую оценку организаторов программы "Летняя академия: демократия в школе".    
     
«Школа против насилия: 
Школьные отряды посредников и 
Система противодействия буллингу 
в образовательной среде»

Одним из приоритетных направлений в деятельности Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков является работа над повышением уровня психологической безопасности образовательной среды. С 2006 по 2013 год под руководством ЦПМСС действовала городская экспериментальная площадка «Организация школьных антикризисных подразделений как средство создания психологически безопасного образо­вательного пространства». Экспериментальная апробация моделей Школьных антикризисных подразделений, организация Мобильной антикризисной группы специалистов при Центре, электронное издание «Школа без опасности» – это различные возможности оказать помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях, а также – что ещё более важно – в предотвращении кризисных ситуаций, в особенности угроз, связанных с разными формами насилия.

В мае 2012 года в Центре успешно стартовал новый сетевой проект «Школа против насилия: Создание школьных отрядов посредников», направленный на построение системы урегулирования конфликтов между детьми в школах силами, прежде всего, самих школьников. Внедрение института посредничества в школьную среду позволит со временем организовать Школьные службы примирения и активно формировать в школьных сообществах ценности мирного разрешения конфликтных ситуаций. В каждой из школ-участниц проекта создаётся и отрабатывается своя модель отряда, различающаяся возрастным составом учащихся (от 6 до 10 класса) и отрядной символикой; создаются нормативные документы, регулирующие деятельность отрядов, и планы их действий. Общим для всех отрядов является то, что они объединили ребят, выразивших добровольное желание овладеть навыками посредничества и вступить в отряд. Их интерес к новому, но такому важному для каждой школы делу – возможности помогать сверстникам и взрослым в конструктивном разрешении конфликтов –служит дополнительной мотивацией для взрослых участников проекта.


С августа 2013 года специалистами Центра велась активная работа по подготовке второй части сетевого проекта «Школа против насилия: Система противодействие буллингу в образовательной среде». Слово «буллинг» не так давно пополнило словарь современного россиянина, термин этот пока ещё не на слуху, а между тем явление, которое за ним кроется, уже давно и хорошо известно многим: педагогам, родителям, психологам и тем, кто испытал его на себе. Буллинг (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. В целом буллинг – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который не способен защитить себя в такой ситуации. Дети и подростки, ставшие объектом буллинга, получают тяжёлые психологические травмы и – что самое страшное – во многих случаях не находят иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Специалисты Центра ПМС-сопровождения обратились к опыту зарубежных коллег, давно и успешно работающих в данном направлении, в частности, к авторской, хорошо зарекомендовавшей себя программе доктора психологии Бутча Лоузи, профессора университета Цинциннати (штат Огайо, США) – одного из ведущих специалистов в области преодоления буллинга и профилактики суицида среди школьников. Бутч Лоузи провёл для участников проекта четырёхдневный обучающий семинар «Школа перед лицом чрезвычайных обстоятельств». Семинар стал ключевым мероприятием на подготовительном этапе. В каждой школе создаются координационные комитеты, в состав которых входят координаторы школьных групп, педагоги образовательных учреждений и кураторы из числа специалистов Центра, получившие первичную подготовку и познакомившиеся с авторской системой противодействия буллингу в школе. Силами этих комитетов разрабатывается и реализуется система действий, направленных на преодоление и предупреждение проявлений буллинга в школьной среде.