Весной 2012 года Негосударственная некоммерческая «Школа Проектирования, Исследований и Лидерства “ШПИЛЬ”» Автономной некоммерческой организации «Межрегиональный центр дополнительного образования» (Рязань, Россия) выступила инициатором участия в конкурсе для обучения в "Летней Академии: демократия в школе - 2012", благодаря чему команда из Рязани, став одним из победителей конкурса и пройдя подготовку в Варшаве, в период с августа 2012 по май 2013 реализовала в Рязани проект "Школа против насилия", получивший высокую оценку организаторов программы "Летняя академия: демократия в школе".
Школьные отряды посредников и
Система противодействия буллингу
в образовательной среде»
Одним из приоритетных направлений в деятельности Центра
психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков является работа
над повышением уровня психологической безопасности образовательной среды. С
2006 по 2013 год под руководством ЦПМСС действовала городская экспериментальная
площадка «Организация школьных
антикризисных подразделений как средство создания психологически безопасного
образовательного пространства». Экспериментальная апробация моделей Школьных
антикризисных подразделений, организация Мобильной антикризисной группы специалистов
при Центре, электронное издание «Школа без опасности» – это
различные возможности оказать помощь участникам образовательного процесса в
кризисных ситуациях, а также – что ещё более важно – в предотвращении кризисных
ситуаций, в особенности угроз, связанных с разными формами насилия.
В мае 2012 года в Центре успешно стартовал новый сетевой проект «Школа против насилия: Создание
школьных отрядов посредников», направленный на построение системы
урегулирования конфликтов между детьми в школах силами, прежде всего, самих
школьников. Внедрение института посредничества в школьную среду позволит со
временем организовать Школьные службы примирения и активно формировать в
школьных сообществах ценности мирного разрешения конфликтных ситуаций. В каждой из школ-участниц проекта создаётся и отрабатывается своя модель
отряда, различающаяся возрастным составом учащихся (от 6 до 10 класса) и
отрядной символикой; создаются нормативные документы, регулирующие деятельность
отрядов, и планы их действий. Общим для всех отрядов является то, что они
объединили ребят, выразивших добровольное желание овладеть навыками
посредничества и вступить в отряд. Их интерес к новому, но такому важному для
каждой школы делу – возможности помогать сверстникам и взрослым в конструктивном
разрешении конфликтов –служит дополнительной мотивацией для взрослых участников
проекта.
С августа 2013 года специалистами Центра велась активная
работа по подготовке второй части сетевого проекта «Школа против насилия: Система противодействие буллингу в
образовательной среде». Слово «буллинг» не так давно пополнило словарь
современного россиянина, термин этот пока ещё не на слуху, а между тем явление,
которое за ним кроется, уже давно и хорошо известно многим: педагогам,
родителям, психологам и тем, кто испытал его на себе. Буллинг (bullying, от
bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание,
физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого
страх и тем самым подчинить его себе. В целом буллинг – это длительное
физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении
человека, который не способен защитить себя в такой ситуации. Дети и подростки,
ставшие объектом буллинга, получают тяжёлые психологические травмы и – что
самое страшное – во многих случаях не находят иного выхода, как покончить жизнь
самоубийством. Специалисты Центра ПМС-сопровождения обратились к опыту
зарубежных коллег, давно и успешно работающих в данном направлении, в
частности, к авторской, хорошо зарекомендовавшей себя программе доктора
психологии Бутча Лоузи, профессора университета Цинциннати (штат Огайо, США) –
одного из ведущих специалистов в области преодоления буллинга и профилактики
суицида среди школьников. Бутч Лоузи провёл для участников проекта
четырёхдневный обучающий семинар «Школа перед лицом чрезвычайных
обстоятельств». Семинар стал ключевым мероприятием на подготовительном этапе. В
каждой школе создаются координационные комитеты, в состав которых входят
координаторы школьных групп, педагоги образовательных учреждений и кураторы из
числа специалистов Центра, получившие первичную подготовку и познакомившиеся с
авторской системой противодействия буллингу в школе. Силами этих комитетов
разрабатывается и реализуется система действий, направленных на преодоление и
предупреждение проявлений буллинга в школьной среде.