О ПРОЕКТЕ


ПРОГРАММА
сетевого проекта
«Школа против насилия: создание школьных отрядов посредников и системы эффективного противодействия буллингу 
в образовательной среде»

 Подготовлена творческой группой cпециалистов МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков» / 
Руководитель: И.Н. Вознесенская, директор ЦПМСС, 
кандидат психологических наук

Сетевые координаторы: Е.В. Кесслер и О.В. Громова, 
педагоги-психологи ЦПМСС


Постановка проблемы:

В современном обществе постоянно растёт напряжённость и уровень недоверия людей как к общественным структурам, так и друг к другу. Это приводит к конфликтам разного уровня, которые порой заканчиваются трагически. В школе конфликты являются одним из факторов снижения уровня безопасности и угрозы насилия по отношению ко всем участникам образовательного процесса и прежде всего – к детям. 

В то же время конфликт является естественным явлением в общении и развитии отношений. Конструктивно разрешённый конфликт может предоставить новые возможности, обеспечить успех в отношениях и совместной деятельности людей и организаций в целом. Неразрешённый конфликт, напротив, ведёт к нарастанию напряжённости и риску возникновения ещё более разрушительного конфликта. Поэтому для обеспечения безопасности важно, несмотря на сложившийся в обществе стереотип, стремиться не к тому, чтобы конфликтов не было, а к тому, чтобы они разрешались конструктивно, с помощью наиболее эффективных стратегий.

К сожалению, уровень конфликтологической компетентности взрослых, в том числе и педагогов, достаточно низкий. И педагоги, и родители зачастую не могут сами эффективно действовать в конфликте, тем более оказать действенную помощь детям, которые в силу недостаточного жизненного опыта, высокой эмоциональности и общей личностной незрелости этого делать не умеют. Но даже компетентному человеку порой бывает нужна помощь третьих лиц – посредников. Детям же бывает легче обратиться к своим сверстникам за помощью, чем к взрослым. 

Эффективную помощь в разрешении конфликтов могут оказать Школьные отряды посредников, включающие педагогов и учащихся. Многолетний зарубежный и отечественный опыт показывает, что после специального обучения и системного функционирования такой отряд может стать основой Школьной службы примирения и существенно повысить уровень психологической безопасности для всех участников образовательного процесса.

Не менее актуальная проблема, которая сегодня волнует и родителей, и педагогов, и всю российскую общественность, – высокие показатели самоубийств и рост агрессии среди детей и молодёжи. Многие исследователи напрямую связывают это со всё большей распространенностью в школах разного рода насилия, и прежде всего – буллинга. При этом очень важно, чтобы именно в школе дети увидели и освоили образцы противодействия «агрессорам», способы защиты и поддержки «жертв», получили опыт установления справедливых и обязательных для всех правил взаимодействия. Это требует целенаправленных, системных действий всего педагогического коллектива, однако на практике в большинстве случаев конкретный педагог оказывается один на один со сложной ситуацией, воспринимает её как единичную и пытается справиться в одиночку. В результате, не имея устойчивых положительных результатов, педагоги чувствуют бессилие и растерянность, предпочитают «не замечать» проявлений буллинга, придерживаясь тех или иных мифов на этот счёт. Фактически такая позиция приводит к дальнейшему распространению насилия в школьной среде в различных формах, в том числе и в наиболее тяжёлой – буллинга.

В системе образования города Рязани имеется немалый опыт работы над различными аспектами проблемы психологической безопасности школьной среды. Настоящий проект предполагает впервые апробировать возможности создания школьных отрядов посредников и построения системы противодействия буллингу в формате сетевого взаимодействия нескольких образовательных учреждений. Полученный участниками проекта опыт смогут использовать другие образовательные учреждения города Рязани, в том числе для организации школьных служб примирения.

Идея проекта:

Повысить уровень психологической безопасности образовательной среды, снизить уровень насилия в школьных сообществах посредством: 1) создания Школьных отрядов посредников, что является первым шагом на пути создания школьной службы примирения, хорошо зарекомендовавшей себя в России и за рубежом, и 2) построения системы  противодействия буллингу на основе применения авторской программы доктора психологии Бутча Лоузи, профессора университета Цинциннати (Огайо, США), успешно реализованной на практике.

Цель проекта:

Построение эффективной системы деятельности по предупреждению и снижению уровня насилия в школьной среде посредством: 1) создания и эффективного функционирования Школьных отрядов посредников как возможности повышения уровня безопасности образовательной среды благодаря эффективному разрешению и профилактике деструктивных конфликтов и как основы для создания в дальнейшем Школьных служб примирения и 2) построения и внедрения в жизнь школьных сообществ системы работы по преодолению и предупреждению в школьной среде различных форм буллинга как необходимого условия обеспечения психологической безопасности всех участников образовательного процесса и распространения моделей ненасильственного взаимодействия.

Обоснование в соответствии с действующим законодательством:

o  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:
- Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. П.1. Обучающимся предоставляются академические права на:
2)  … получение социально-педагогической и психологической помощи;
9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
- Статья 42. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся.
o  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы:
- формирование действенных механизмов раннего выявления
жестокого обращения и насилия в отношении ребёнка, социального 
неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием 
учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в
том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в
деятельности по защите прав детей;
- обеспечение предоставления детям качественной психологической и
коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
- разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида,
включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с
детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также
организацию проведения психологическими службами образовательных
учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным
окружением ребёнка;
- организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение
конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику
правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в
образовательном учреждении.

Этапы проекта:

I этап. Создание школьных отрядов посредников.

II этап. Создание школьной системы противодействия буллингу.

III этап. Обмен опытом между участниками проекта. Распространение успешного опыта в образовательном пространстве города Рязани.

Задачи проекта: 

Первый этап / 05.2012 – 06.2015:

1. Развитие конфликтологической компетентности и навыков посредничества у учащихся и педагогов – участников Школьных отрядов посредников.
2. Изучение типичных стратегий поведения в конфликте и уровня толерантности в образовательной среде школ.
3. Разработка и апробация моделей деятельности Школьных отрядов посредников. 
4. Создание системы воспроизводства состава отрядов и постоянного повышения компетентности его участников.
5. Обеспечение информационного сопровождения проекта.

Второй этап / 09.2013 – 06.2016:

1. Формирование у всех участников образовательного процесса личностных и социальных компетентностей конструктивного ненасильственного взаимодействия с окружающими, в том числе в ситуациях буллинга.
2. Разработка и апробация системы работы по противодействию буллингу в школе. 
3. Внедрение систем преодоления и предупреждения буллинга в деятельности школы.
4. Изучение буллинга в школьных сообществах в динамике.
5. Обеспечение информационного сопровождения проекта.

Третий этап / 01.2014 – 12.2016:

1.Создание единой системы деятельности по обеспечению безопасности образовательной среды посредством обмена опытом между участниками проекта – дополнение деятельности Школьных отрядов посредников работой по противодействию буллингу и включение в систему противодействия буллингу организацию отрядов посредников из числа учащихся (служб примирения).
2.Обобщение и распространение опыта участников проекта в городском образовательном пространстве.

Участники проекта и их функции:

o Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков – общее руководство и координация, социально-психологическое сопровождение.
o Школы №№ 6, 13, 22, 25, 60, интернат № 1 – разработка моделей и создание Школьных отрядов посредников: апробация, введение в режим функционирования и воспроизводства.
o Школы №№  8, 11, 14, 37, 38, 68 – разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс системы противодействия буллингу в школьных сообществах.
o Профессор Бутч Лоузи (университет Цинцинатти, США) – научно-методическое руководство и супервизия.
o Межрегиональный центр дополнительного образования – повышение квалификации педагогов-участников проекта и информационное сопровождение проекта.

Исходные теоретические положения:

o Конфликт – проявление острых противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конструктивное разрешение конфликта укрепляет взаимоотношения участников и способствует распространению моделей мирного разрешения конфликтов в школьной среде.
o В школьных отрядах посредников (службах примирения) сами ученики, получившие специальную подготовку, являются организаторами примирительного процесса (медиаторами). Отряды (служба примирения) функционирует под наблюдением взрослых. Обычно в роли кураторов выступают заместитель директора по воспитательной работе, социальные педагоги или школьные психологи.
o Школьный отряд посредников действует в школе на основе добровольческих усилий учащихся и педагогов. Целью деятельности школьного отряда посредников является содействие в разрешении конфликтов, а также профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций.
o  Буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – запугивание, физические или психологические издевательства, направленные на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. В целом это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который не способен защитить себя в такой ситуации. Дети и подростки, ставшие объектом буллинга, получают тяжёлые психологические травмы и – что самое страшное – во многих случаях не находят иного выхода, как окончить жизнь самоубийством.
o  Школьная система противодействия буллингу направлена на преодоление и предупреждение различных форм насилия в школьных сообществах, а также на формирование устойчивых ценностей мирного взаимодействия участников образовательного процесса на основе уважения личности, защиты достоинства каждого человека, взаимного принятия и поддержки.

Методы проектной деятельности:

- обучающие семинары, деловые игры и социально-психологические тренинги;
- сетевое взаимодействие (консолидация ресурсов, обмен опытом, взаимопомощь и др.);
- психолого-педагогический эксперимент;
- диагностические исследования и анализ результатов;
- научно-методическое и психолого-педагогическое консультирование;
- интерактивные образовательные методы и технологии;
- современные информационно-коммуникационные технологии;
- самоанализ и экспертная оценка.

Ожидаемые результаты:

o    На первом этапе.
В школах-участниках проекта будут отработаны различные модели Школьных отрядов посредников, состоящих из учащихся и педагогов, подготовленных к посредничеству в конфликтах и к профилактической работе по предотвращению их деструктивного разрешения, а также просвещению участников образовательного процесса в этой области. Модель должна обеспечивать эффективное функционирование, воспроизводство и постоянную деятельности по снижению уровня деструктивных конфликтов, агрессии и насилия в школьной среде, что станет хорошей основой для организации школьной службы примирения.

o    На втором этапе.
В школах-участниках проекта будут отработаны и внедрены в деятельность эффективные системы противодействия буллингу, включающие действия по его преодолению и предупреждению, учитывающие особенности школьных сообществ, что улучшит социально-психологический климат, обеспечит более высокий уровень безопасности, распространение идей ненасильственного взаимодействия, снизит проявления насилия, агрессии, конфликтности в школьной среде.

o    На третьем этапе.  
Активное сетевое взаимодействие создаст условия для обмена опытом между участниками проекта и для взаимного обогащения как моделей школьных отрядов посредников, так и систем противодействия буллингу.
Созданные в ходе реализации интернет-ресурс с материалами проекта, комплект информационно-методических материалов для работы с детьми, родителями и педагогами, сборник статей участников проекта, а также специально организованные мероприятия (семинары, презентации, конференции) познакомят педагогов рязанских образовательных учреждений с результатами проекта, окажут содействие в применении успешного опыта и активизируют усилия педагогических коллективов по противодействию насилию и деструктивным конфликтам в рязанских школах.

Эффективность и устойчивость проекта:

Проект является сетевым. Сеть включает в себя 14 образовательных организаций, в каждой из которых создаются координационные советы, организующие согласованную проектную деятельность в своих учреждениях и сетевое взаимодействие (первоначально в двух сетевых группах, а на последнем этапе – общее), что позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и добиваться устойчивых результатов, пригодных для дальнейшего распространения в городском образовательном пространстве. Дополнительную устойчивость проекту придают запланированные социально-психологическое и информационное сопровождение силами квалифицированных специалистов, имеющих большой опыт организации и сопровождения сетевых экспериментальных площадок, обобщения и распространения полученных результатов.

Распространение опыта проекта в образовательном сообществе города и внедрение в массовую практику:

С целью распространения опыта, полученного в результате реализации проекта, и внедрения его в массовую практику планируется проведение серии городских семинаров для руководителей рязанских школ, семинаров-презентаций опыта школ-участников для педагогов и специалистов социально-психологической службы, выступления на научно-практических конференциях психолого-педагогической направленности. Это создаст условия для широкого распространения в школах города успешных практик противодействия насилию в школьной среде.

Для обеспечения доступности информации о проекте, ходе и результатах его реализации предполагается создание интернет-ресурса с материалами проекта, подготовка комплекта информационно-методических материалов и сборника статей участников проекта, а также публикации в рязанских СМИ, что даст возможность привлечь внимание широкой общественности и предложить накопленный опыт для использования в других образовательных учреждениях города.

Необходимые условия:

- научно-методические основы запланированной проектной деятельности, соответствующих государственной политике в сфере образования Российской Федерации, действующим нормативно-правовым документам, целям и задачам модернизации образования, новым государственным образовательным стандартам;
- заинтересованные и подготовленные участники среди педагогов и руководителей, разделяющие теоретические взгляды и овладевшие эффективными психолого-педагогическими методами и технологиями;
- квалифицированные консультанты по научно-методологическим, методическим и социально-психологическим вопросам;
- эффективная система координации деятельности участников проекта и организации сетевого взаимодействия;
- социально-психологическое сопровождение реализации проекта;
- информационное сопровождение проектной деятельности.

Средства контроля:

- ежегодное подведение итогов работы всей проектной группы и каждого участника проекта в отдельности, отчёты о проделанной работе на семинарах, круглых столах, встречах координаторов проектов и кураторов школ;
- оценка результатов диагностических исследований в школах;
- экспертная оценка научных консультантов;
- отчёт на Совете по реализации инновационных проектов (программ) в системе образования города Рязани.

Нормативно-правовые документы:

1. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г. Ратифицирована в России 16.08.1990г. Вступила в действие с 15.09.1990г.
2. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012г. Одобрен Советом Федерации 26.12.2012г. Вступил в действие 01.09.2013г.
3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012г. № 761.
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
5. Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО.

Литература:

 1. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. – М., 2002.
 2. Конфликтология в школе: Учебно-методическое помобие / Штепель В.М. и др.  М., 1999.
 3. Кривцова С.В. «Буллинг в школе VS сплочённость неравнодушных». Федеральный институт развития образования. Центр развития психологической службы. – М., 2011.
 4. Социальная компетентность классного руководителя. / Под редакцией Асмолова А.Г., Солдатовой Г.У. – М., 2006.
 5. Снижение уровня насилия в школах: Как добиться перемен. Учебное пособие. Программа «Дети и насилие» Совета Европы. – 2006.
 6. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. – М., 2012.
 7. Losey B. Bullying, Suicide, and Homicide. Understanding, Assessing and Preventing Threats to Self and Others for Victims of Bullying – NY., 2011.