ПРОГРАММА
сетевого проекта
«Школа против насилия: создание школьных отрядов
посредников и системы эффективного
противодействия буллингу
в образовательной среде»
Подготовлена творческой группой cпециалистов МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и
подростков» /
Руководитель: И.Н.
Вознесенская, директор ЦПМСС,
кандидат
психологических наук
Сетевые координаторы: Е.В. Кесслер и О.В. Громова,
педагоги-психологи ЦПМСС
Постановка проблемы:
В современном обществе постоянно растёт напряжённость и уровень недоверия
людей как к общественным структурам, так и друг к другу. Это приводит к
конфликтам разного уровня, которые порой заканчиваются трагически. В школе
конфликты являются одним из факторов снижения уровня безопасности и угрозы
насилия по отношению ко всем участникам образовательного процесса и прежде
всего – к детям.
В то же время конфликт является естественным явлением в общении и развитии отношений.
Конструктивно разрешённый конфликт может предоставить новые возможности,
обеспечить успех в отношениях и совместной деятельности людей и организаций в
целом. Неразрешённый конфликт, напротив, ведёт к нарастанию напряжённости и
риску возникновения ещё более разрушительного конфликта. Поэтому для
обеспечения безопасности важно, несмотря на сложившийся в обществе стереотип,
стремиться не к тому, чтобы конфликтов не было, а к тому, чтобы они разрешались
конструктивно, с помощью наиболее эффективных стратегий.
К сожалению, уровень конфликтологической компетентности взрослых, в том
числе и педагогов, достаточно низкий. И педагоги, и родители зачастую не могут
сами эффективно действовать в конфликте, тем более оказать действенную помощь
детям, которые в силу недостаточного жизненного опыта, высокой эмоциональности
и общей личностной незрелости этого делать не умеют. Но даже компетентному
человеку порой бывает нужна помощь третьих лиц – посредников. Детям же бывает
легче обратиться к своим сверстникам за помощью, чем к взрослым.
Эффективную помощь в разрешении конфликтов могут оказать Школьные отряды
посредников, включающие педагогов и учащихся. Многолетний зарубежный и
отечественный опыт показывает, что после специального обучения и системного
функционирования такой отряд может стать основой Школьной службы примирения и
существенно повысить уровень психологической безопасности для всех участников
образовательного процесса.
Не менее актуальная проблема, которая сегодня волнует и родителей, и
педагогов, и всю российскую общественность, – высокие показатели самоубийств и
рост агрессии среди детей и молодёжи. Многие исследователи напрямую связывают
это со всё большей распространенностью в школах разного рода насилия, и прежде
всего – буллинга. При этом очень важно, чтобы именно в школе дети увидели и
освоили образцы противодействия «агрессорам», способы защиты и поддержки
«жертв», получили опыт установления справедливых и обязательных для всех правил
взаимодействия. Это требует целенаправленных, системных действий всего
педагогического коллектива, однако на практике в большинстве случаев конкретный
педагог оказывается один на один со сложной ситуацией, воспринимает её как
единичную и пытается справиться в одиночку. В результате, не имея устойчивых
положительных результатов, педагоги чувствуют бессилие и растерянность, предпочитают
«не замечать» проявлений буллинга, придерживаясь тех или иных мифов на этот
счёт. Фактически такая позиция приводит к дальнейшему распространению насилия в
школьной среде в различных формах, в том числе и в наиболее тяжёлой – буллинга.
В системе образования города Рязани имеется немалый опыт работы над
различными аспектами проблемы психологической безопасности школьной среды.
Настоящий проект предполагает впервые апробировать возможности создания
школьных отрядов посредников и построения системы противодействия буллингу в
формате сетевого взаимодействия нескольких образовательных учреждений.
Полученный участниками проекта опыт смогут использовать другие образовательные
учреждения города Рязани, в том числе для организации школьных служб примирения.
Идея проекта:
Повысить уровень психологической безопасности образовательной среды,
снизить уровень насилия в школьных сообществах посредством: 1) создания
Школьных отрядов посредников, что является первым шагом на пути создания
школьной службы примирения, хорошо зарекомендовавшей себя в России и за
рубежом, и 2) построения системы
противодействия буллингу на основе применения авторской программы
доктора психологии Бутча Лоузи, профессора университета Цинциннати (Огайо,
США), успешно реализованной на практике.
Цель проекта:
Построение эффективной системы деятельности по предупреждению и снижению
уровня насилия в школьной среде посредством: 1) создания и эффективного
функционирования Школьных отрядов посредников как возможности повышения уровня
безопасности образовательной среды благодаря эффективному разрешению и
профилактике деструктивных конфликтов и как основы для создания в дальнейшем
Школьных служб примирения и 2) построения и внедрения в жизнь школьных
сообществ системы работы по преодолению и предупреждению в школьной среде
различных форм буллинга как необходимого условия обеспечения психологической
безопасности всех участников образовательного процесса и распространения
моделей ненасильственного взаимодействия.
Обоснование в соответствии с действующим законодательством:
o
Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации»:
- Статья 34. Основные
права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. П.1.
Обучающимся предоставляются академические права на:
2) … получение социально-педагогической и
психологической помощи;
9) уважение человеческого
достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия,
оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
- Статья 42.
Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся.
o Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы:
- формирование действенных механизмов
раннего выявления
жестокого обращения и насилия в отношении ребёнка,
социального
неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием
учреждений
образования, здравоохранения, социального обслуживания, в
том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в
деятельности по защите прав детей;
- обеспечение предоставления детям
качественной психологической и
коррекционно-педагогической помощи в
образовательных учреждениях;
- разработка системы мер по
предотвращению подросткового суицида,
включая подготовку психологов в системе
здравоохранения для работы с
детьми и подростками с суицидальными
наклонностями, а также
организацию проведения психологическими службами
образовательных
учреждений профилактической работы с детьми, родителями,
социальным
окружением ребёнка;
- организация школьных служб
примирения, нацеленных на разрешение
конфликтов в образовательных учреждениях,
профилактику
правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в
образовательном учреждении.
Этапы проекта:
I этап. Создание школьных отрядов
посредников.
II этап. Создание школьной системы
противодействия буллингу.
III этап. Обмен опытом между участниками
проекта. Распространение успешного опыта в образовательном пространстве города
Рязани.
Задачи проекта:
Первый этап / 05.2012 – 06.2015:
1. Развитие конфликтологической компетентности и навыков
посредничества у учащихся и педагогов – участников Школьных отрядов посредников.
2. Изучение типичных стратегий поведения в конфликте и
уровня толерантности в образовательной среде школ.
3. Разработка и апробация моделей деятельности Школьных
отрядов посредников.
4. Создание системы воспроизводства состава отрядов и
постоянного повышения компетентности его участников.
5. Обеспечение информационного сопровождения проекта.
Второй
этап / 09.2013 – 06.2016:
1. Формирование у всех участников образовательного
процесса личностных и социальных компетентностей
конструктивного ненасильственного взаимодействия с окружающими, в том числе в
ситуациях буллинга.
2. Разработка и апробация системы работы по
противодействию буллингу в школе.
3. Внедрение
систем преодоления и предупреждения буллинга в деятельности школы.
4. Изучение
буллинга в школьных сообществах в динамике.
5. Обеспечение
информационного сопровождения проекта.
Третий
этап / 01.2014 – 12.2016:
1.Создание единой системы деятельности по обеспечению
безопасности образовательной среды посредством обмена опытом между участниками
проекта – дополнение деятельности Школьных отрядов посредников работой по
противодействию буллингу и включение в систему противодействия буллингу
организацию отрядов посредников из числа учащихся (служб примирения).
2.Обобщение и распространение опыта участников проекта в
городском образовательном пространстве.
Участники проекта и их функции:
o Центр
психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков – общее
руководство и координация, социально-психологическое сопровождение.
o Школы
№№ 6, 13, 22, 25, 60, интернат № 1 – разработка моделей и создание Школьных
отрядов посредников: апробация, введение в режим функционирования и
воспроизводства.
o Школы
№№ 8, 11, 14, 37, 38, 68 – разработка,
апробация и внедрение в образовательный процесс системы противодействия
буллингу в школьных сообществах.
o Профессор
Бутч Лоузи (университет Цинцинатти, США) – научно-методическое руководство и
супервизия.
o Межрегиональный
центр дополнительного образования – повышение квалификации педагогов-участников
проекта и информационное сопровождение проекта.
Исходные теоретические положения:
o Конфликт
– проявление острых противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в
процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников
этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конструктивное
разрешение конфликта укрепляет взаимоотношения участников и способствует
распространению моделей мирного разрешения конфликтов в школьной среде.
o В
школьных отрядах посредников (службах примирения) сами ученики, получившие
специальную подготовку, являются организаторами примирительного процесса
(медиаторами). Отряды (служба примирения) функционирует под наблюдением
взрослых. Обычно в роли кураторов выступают заместитель директора по воспитательной
работе, социальные педагоги или школьные психологи.
o Школьный
отряд посредников действует в школе на основе добровольческих усилий учащихся и
педагогов. Целью деятельности школьного отряда посредников является содействие в
разрешении конфликтов, а также профилактике правонарушений и социальной
реабилитации участников конфликтных ситуаций.
o
Буллинг
(bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – запугивание,
физические или психологические издевательства, направленные на то, чтобы вызвать
у другого страх и тем самым подчинить его себе. В целом это
длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или
группы в отношении человека, который не способен защитить себя в такой
ситуации. Дети и подростки, ставшие объектом буллинга, получают тяжёлые
психологические травмы и – что самое страшное – во многих случаях не находят
иного выхода, как окончить жизнь самоубийством.
o
Школьная
система противодействия буллингу направлена на преодоление и предупреждение
различных форм насилия в школьных сообществах, а также на формирование устойчивых
ценностей мирного взаимодействия участников образовательного процесса на основе
уважения личности, защиты достоинства каждого человека, взаимного принятия и
поддержки.
Методы проектной деятельности:
- обучающие семинары, деловые игры и
социально-психологические тренинги;
- сетевое взаимодействие
(консолидация ресурсов, обмен опытом, взаимопомощь и др.);
- психолого-педагогический эксперимент;
- диагностические исследования и анализ результатов;
- научно-методическое и психолого-педагогическое
консультирование;
- интерактивные образовательные методы и технологии;
- современные информационно-коммуникационные технологии;
- самоанализ и экспертная оценка.
Ожидаемые результаты:
o На
первом этапе.
В школах-участниках проекта будут отработаны
различные модели Школьных отрядов посредников, состоящих из учащихся и
педагогов, подготовленных к посредничеству в конфликтах и к профилактической
работе по предотвращению их деструктивного разрешения, а также просвещению
участников образовательного процесса в этой области. Модель должна обеспечивать
эффективное функционирование, воспроизводство и постоянную деятельности по
снижению уровня деструктивных конфликтов, агрессии и насилия в школьной среде,
что станет хорошей основой для организации школьной службы примирения.
o На
втором этапе.
В школах-участниках проекта будут
отработаны и внедрены в деятельность эффективные системы противодействия
буллингу, включающие действия по его преодолению и предупреждению, учитывающие
особенности школьных сообществ, что улучшит социально-психологический климат,
обеспечит более высокий уровень безопасности, распространение идей
ненасильственного взаимодействия, снизит проявления насилия, агрессии,
конфликтности в школьной среде.
o На
третьем этапе.
Активное сетевое взаимодействие создаст
условия для обмена опытом между участниками проекта и для взаимного обогащения
как моделей школьных отрядов посредников, так и систем противодействия
буллингу.
Созданные в ходе реализации интернет-ресурс
с материалами проекта, комплект информационно-методических материалов для
работы с детьми, родителями и педагогами, сборник статей участников проекта, а
также специально организованные мероприятия (семинары, презентации,
конференции) познакомят педагогов рязанских образовательных учреждений с
результатами проекта, окажут содействие в применении успешного опыта и
активизируют усилия педагогических коллективов по противодействию насилию и
деструктивным конфликтам в рязанских школах.
Эффективность и устойчивость проекта:
Проект является сетевым. Сеть
включает в себя 14 образовательных организаций, в каждой из которых создаются
координационные советы, организующие согласованную проектную деятельность в
своих учреждениях и сетевое взаимодействие (первоначально в двух сетевых
группах, а на последнем этапе – общее), что позволяет максимально эффективно
использовать имеющиеся ресурсы и добиваться устойчивых результатов, пригодных
для дальнейшего распространения в городском образовательном пространстве. Дополнительную
устойчивость проекту придают запланированные социально-психологическое и
информационное сопровождение силами квалифицированных специалистов, имеющих
большой опыт организации и сопровождения сетевых экспериментальных площадок,
обобщения и распространения полученных результатов.
Распространение опыта проекта в образовательном сообществе города и
внедрение в массовую практику:
С целью распространения опыта,
полученного в результате реализации проекта, и внедрения его в массовую
практику планируется проведение серии городских семинаров для руководителей
рязанских школ, семинаров-презентаций опыта школ-участников для педагогов и
специалистов социально-психологической службы, выступления на
научно-практических конференциях психолого-педагогической направленности. Это
создаст условия для широкого распространения в школах города успешных практик
противодействия насилию в школьной среде.
Для обеспечения доступности
информации о проекте, ходе и результатах его реализации предполагается создание
интернет-ресурса с материалами проекта, подготовка комплекта
информационно-методических материалов и сборника статей участников проекта, а
также публикации в рязанских СМИ, что даст возможность привлечь внимание
широкой общественности и предложить накопленный опыт для использования в других
образовательных учреждениях города.
Необходимые условия:
- научно-методические основы запланированной
проектной деятельности, соответствующих государственной политике в сфере
образования Российской Федерации, действующим нормативно-правовым документам,
целям и задачам модернизации образования, новым государственным образовательным
стандартам;
- заинтересованные и подготовленные участники
среди педагогов и руководителей, разделяющие теоретические взгляды и овладевшие
эффективными психолого-педагогическими методами и технологиями;
- квалифицированные консультанты по
научно-методологическим, методическим и социально-психологическим вопросам;
- эффективная система координации
деятельности участников проекта и организации сетевого взаимодействия;
- социально-психологическое сопровождение реализации проекта;
- информационное сопровождение проектной деятельности.
Средства контроля:
- ежегодное подведение итогов работы всей
проектной группы и каждого участника проекта в отдельности, отчёты о
проделанной работе на семинарах, круглых столах, встречах координаторов
проектов и кураторов школ;
- оценка результатов диагностических исследований в школах;
- экспертная оценка научных консультантов;
- отчёт на Совете по реализации
инновационных проектов (программ) в системе образования города Рязани.
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребёнка. Принята
резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г. Ратифицирована в
России 16.08.1990г. Вступила в действие с 15.09.1990г.
2. Федеральный закон № 273 «Об
образовании в Российской федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012г.
Одобрен Советом Федерации 26.12.2012г. Вступил в действие 01.09.2013г.
3. Национальная стратегия действий в
интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом
Президента РФ от 01.06.2012г. № 761.
4. Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18.11.2013г. № ВК-844/07 «О
направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
5. Федеральные государственные
образовательные стандарты НОО и ООО.
Литература:
1. Баева И.А. Безопасность образовательной среды,
психологическая культура и психическое здоровье школьников. – М., 2002.
2. Конфликтология в школе: Учебно-методическое помобие / Штепель В.М. и др. – М., 1999.
3. Кривцова С.В. «Буллинг в школе VS сплочённость неравнодушных». Федеральный
институт развития образования. Центр развития психологической службы. – М., 2011.
4. Социальная компетентность классного
руководителя. / Под редакцией Асмолова А.Г., Солдатовой Г.У. – М., 2006.
5. Снижение уровня насилия в школах: Как
добиться перемен. Учебное пособие. Программа «Дети и насилие» Совета Европы. –
2006.
6. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры.
Сборник материалов. – М., 2012.
7. Losey B. Bullying, Suicide, and
Homicide. Understanding, Assessing and Preventing Threats to Self and Others for
Victims of Bullying – NY., 2011.